«Это не про поиск и донесение миру правды». Что не так с докладом Amnesty International о войне в Украине и действиях ВСУ

  • Автор допису:

Международная правозащитная организация Amnesty International выпустила доклад, в котором утверждает, что Вооруженные силы Украины подвергают опасности гражданское население во время войны с Россией (в России войну против Украины называют «специальной военной операцией»​ – ​ред.). Правозащитники утверждают, что как минимум 19 раз ВСУ создавали базы и размещали вооружение в жилых районах. Из-за чего могло пострадать мирное население. Этот доклад стал одной из самых обсуждаемых и осуждаемых тем в Украине, пишет телеканал Настоящее Время (создан компанией RFE/RL при участии Голоса Америки).

“Любые попытки подвергнуть сомнению право украинцев противиться геноциду, защищать свои семьи и дома, защищать свои жизни и жизнь своих детей, противиться действиям России как государства-террориста – это извращение, в какие бы правовые конструкции его бы ни маскировали”, – заявил министр обороны Украины Алексей Резников. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк опубликовал твит, в котором выразил сожаление, что Amnesty International приняла участие в кампании по дезинформации и пропаганде, которую ведет Россия против Украины.

Доклад Amnesty International называется “Украина: украинская тактика ведения боевых действий подвергает опасности мирных жителей”. Документ разбит на четыре главы. В трех авторы пытаются доказать, что силы ВСУ наносили удары из жилых районов, размещали военных в школах и больницах и таким образом подвергали опасности гражданских. И только одна глава в докладе рассказывает о том, что Россия наносит по Украине неизбирательные удары.

В большинстве случаев непонятно, о каких именно школах и больницах, в которых, по утверждению правозащитников, Украина размещала своих военных, идет речь. Авторы не называют конкретные учреждения, их адреса и время атаки. Исключение: город Бахмут в Донецкой области, в докладе указаны число и тип учебного заведения: 21 мая, университет. Можем предположить, что речь о “Горловском институте иностранных языков”. По крайней мере, о его обстреле в этот день писали местные медиа. Находились ли там военные, в официальных сообщениях украинских властей за этот день нет ни слова.

А знаете, о чем еще писали буквально все украинские СМИ? О том, что с 24 февраля в стране приостановлена вся учеба. В школах и вузах с начала полномасштабной войны нет детей. Иногда пустующие здания используют для укрытия местного населения от бомбежек. В них более прочные подвалы, а в некоторых есть и бомбоубежища.

В школах и больницах более тихих городов могут размещать беженцев, а волонтеры сортируют гуманитарную помощь, об этом не раз рассказывали в том числе корреспонденты Настоящего Времени в Украине.

Иногда школы действительно занимают военные. Но пустые школы, в которых из-за войны нет детей. И даже в этих условиях руководители учебных заведений не всегда позволяют бойцам пользоваться зданиями. Например, наш коллега Борис Сачалко во время работы в Бахмуте снимал последствия обстрела местной школы. Она была только после капитального ремонта. Директор не пустил туда военных. Впрочем, от обстрела школу это все равно не спасло.

По данным “Киевской школы экономики”, российские военные разрушили в Украине 2217 учебных заведений. А в самом докладе Amnesty International есть следующая оговорка: “Международное гуманитарное право не запрещает сторонам конфликта размещать военных в школах, если они не работают”. Главное, чтобы они были расположены вдали от других жилых зданий. Еще важно, чтобы жителям ближайших домов предлагали эвакуацию. В Министерстве обороны Украины на доклад Amnesty International ответили, что именно так и поступают. Остаются только те, кто не хочет добровольно покидать свои дома.

Силы обороны Украины совместно с военными администрациями и органами местного самоуправления регулярно призывают население уезжать и проводят эвакуацию из населенных пунктов, близко расположенных к зоне боевых действий. Однако не все мирные жители соглашаются покидать свои дома или то, что от них осталось.

Доклад Amnesty International вызвал волну возмущения в Украине. Причем не только в обществе, но даже в украинском региональном отделении Amnesty International. Его специалисты в официальном обращении открестились от доклада, который сделали их коллеги. Глава украинского МИД Дмитрий Кулеба увидел в нем попытку создать фальшивый баланс сил агрессора и пострадавшего.

“Такое поведение Amnesty international – это не про поиск и донесение миру правды. Это про создание фальшивого баланса между преступником и жертвой. Между страной, которая сотнями и тысячами уничтожает гражданское население, города, территории целые. И страной, которая отчаянно защищается, спасая свой народ, спасая континент от этого нашествия”, – заявил Дмитрий Кулеба.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба

Настоящее Время отправило запрос о комментарии в Amnesty International и попросило привести конкретные примеры нарушения Украиной правил ведения войны. Нам ответили, что не смогут дать видеоинтервью, но пообещали ответить письменно.

В эфире Настоящего Времени доклад Amnesty International прокомментировал военный эксперт, полковник запаса Сергей Грабский.

– Я по роду своей деятельности читал много подобных докладов, но такой откровенной чуши, такой бездарной писанины я еще никогда не читал, потому что нет ни единого факта о конкретном нарушении гуманитарного права, нет ни единого факта нарушения правил ведения войны. Они себя опровергают буквально через абзац. Это напоминает рассказ о розовых пони и голубых единорогах, то есть абсолютно ни о чем.

Должен согласиться с мнением министра иностранных дел, что здесь есть какая-то очень неуклюжая попытка обвинить украинскую армию в том, что она вынуждена защищать свою территорию каким-то негуманным способом, хотя буквально через абзац они сами опровергают то, что они написали.

Сергей Грабский

– Вы имеете в виду то, что ВСУ могут размещаться в школах и других учебных учреждениях в случае, если там никого нет из гражданских?

– Абсолютно. Непонятное сообщение по поводу невозможности использовать больницы. Любой военный в любом случае вам скажет, что первое, что мы делаем при планировании операции, – изучаем месторасположение имеющихся в наличии медицинских учреждений. В любом случае военные будут их использовать, это обязанность по клятве Гиппократа оказывать помощь всем, и неважно, кто требует помощи. Она должна быть оказана.

А что, в таком случае людей не отправлять в гражданские лечебные учреждения? Да, они в форме, но они раненые, они не являются комбатантами, то есть здесь даже близко нет ничего связанного даже с потенциальным нарушением каких-либо норм международного гуманитарного права.

– Этот отчет Amnesty International некоторые комментаторы даже в Украине называют чуть ли не подарком Путину. И, судя по тому, как эту новость подхватили государственные российские СМИ, так оно и есть. Вы согласны с таким мнением?

– Да, абсолютно. Я встречался с подобными типажами во время своей миссии в Косово, когда приезжает человек, который имеет только хрестоматийные или выхолощенные понятия о нормах международного права, который пытается эти нормы впихивать куда нужно и не нужно, не вникая даже в реалии ситуации и в детали того, что происходит. Благодаря таким полезным идиотам делаются подарки путинской пропаганде. Они играют на руку оккупантам, ставя в один ряд оккупантов и защитников украинской земли.

ФотогалереяЦветы, слезы и поисковая операция: центр Винницы после обстрела, унесшего десятки жизней (фоторепортаж)

– Скажите, а если бы Amnesty International указали конкретные адреса, конкретные даты, время, когда был нанесен удар, какие-то свидетельства приложили, в этом случае меньше было бы претензий к этому докладу?

– Не меньше. Они сами в этом же докладе утверждают, что в то время, когда в учебном учреждении или в других учреждениях нет гражданских людей, оно не рассматривается как объект, который находится под защитой международного гуманитарного права. А все прекрасно знают, что учебный процесс в Украине был остановлен 24 февраля.

При проведении планирования боевых действий, при планировании операции мы в том числе обращаем внимание на наличие именно таких локаций, таких домов, помещений, в которых очень удобно размещать как полевые госпитали, так и пункты временного базирования подразделений, потому что это достаточно прочные здания, они имеют достаточно хорошие убежища. Там достаточно хорошее сообщение, если мы говорим о медпункте, а медпункт можно рассматривать двояко: как воинское учреждение, так и как медицинское учреждение.

У меня уже даже вызывает сомнение, что это Amnesty International писала. Доклад противоречит сам себе, и он не имеет никаких оснований считаться адекватным.

Драмтеатр в Мариуполе после бомбового удара армии России, совершенного 16 марта 2022 года, в укрытии которого находились сотни гражданских, в том числе дети. Мариуполь, 10 апреля 2022 года

– “Киевская школа экономики” 2 августа опубликовала свежие данные по экономическим потерям Украины. Там сказано, что 2217 учебных заведений повреждено в результате этой войны. Вопрос мой заключается в следующем: вообще есть такое количество украинских солдат, которых можно разместить в 2217 учебных учреждениях?

– Нет, конечно. Этого быть не может, в этом нет даже элементарной военной необходимости. Такие помещения могут использоваться для временного убежища или временного пристанища военнослужащих, буквально на день-два. Ни один вменяемый командир не расположит на достаточно длительный период времени большое подразделение в одном месте, имея угрозу того, что враг разведает это местонахождение и нанесет по нему удар.

Там могут находиться отдельные группы военнослужащих, что, опять же, не является нарушением международного военного права. Опять же, существует такая необходимость как военная необходимость. Если здание представляет для меня, как командира, планирующего операцию, удобную позицию для ведения огня и для обороны, я буду использовать это помещение. Не имеет значения, что это учебное заведение, библиотека или частный дом. Исходя из военной необходимости, на линии фронта для оборудования позиций я буду его использовать по максимуму. И это, подчеркиваю, не является нарушением международного гуманитарного или военного права.

Разрушенная ударом российской ракеты школа в селе Зеленый Гай, Николаевская область, 1 апреля 2022 года

– Может ли доклад как-то повлиять на поставки оружия или на позицию отдельных политиков в отношении Украины?

– Нет, никоим образом.

Источник: Юрий Баранюк, Игорь Севрюгин, для Настоящего Времени

Джерело